Посмотрели на днях с мужем документальный шестисерийный фильм об истории порнографии - "Порнография. Тайная история цивилизации". В целом, достаточно интересная вещь, разве что две последние серии слились, какие-то бездоказательные и особого интереса не представляют, на мой взгляд.
Что в фильме интересного. Во-первых, собственно понятие порнографии появилось в викторианскую эпоху и обозначало прежде всего различные произведения искусства, как мы сказали бы сейчас, сексуального характера, которые нужно было оградить от "морально неустойчивого" населения - женщин, детей и низших классов. Тогда создавались различные закрытые коллекции в музеях, каталоги и т.д., некоторые из которых, кстати, по сю пору не в свободном доступе. Тут давно известная ситуация: некая кучка людей считает себя, скажем так, иммунными к смущающим нравы явлениям и, следовательно, вправе определять для остального общества, что ему можно знать, а что нельзя, что мы наблюдаем, например, в нынешних законах о запрете пропаганды гомосексуализма и т.д.: якобы все остальные неспособны контролировать свое поведение и, узнав о явлении, тут же кинутся пробовать. Причем в отношении сексуального началось это примерно в эпоху Возрождения: когда художник, расписывающий в таком стиле виллу кого-то из итальянских вельмож, получил вознаграждение, а художник, попытавшийся донести эти картины в массы в виде напечатанных гравюр, попал в тюрьму. Это, собственно, были гравюры, послужившие основой для картинок Аретино, в сонетах к которым секс как благое занятие противопоставлялся борьбе за власть, войнам и т.д.
После античности "неприличные" картинки появляются в средневековой литературе - в псалтырях и часословах, спрятанные в миниатюрах, причем многие достаточно по-хулигански. Ну и в соборах - в сценах страшного суда и т.д., где функцией их было не возбудить, а наоборот отвратить, показать наказуемость греха. Кстати, в эпоху Возрождения самые "срамные" места на подобных картинах стали скрывать, например, на одной из фресок Микеланджело все зарисовали набедренными повязками.
Во-вторых, затронули вопрос о сущности порнографии - что вообще ею считать? Почему картина 16 века, изображающая инцест, считается произведением искусства и ее показывают детям, а фото в порножурнале - под запретом? И, как и следовало ожидать, на вопрос этот не ответили. Остается судить, как Пратчетт предлагает: если рядом нарисована ваза, значит, искусство)
Потом, довольно интересно рассказали о роли порнографии - теперь уже печатной - в эпоху просвещения и Французской революции, когда она использовалась для изложения философских взглядов и политической сатиры и предназначалась для публичного чтения.
Серия о появлении фотографии лично мне была интересна тем, как изменяется точка зрения на человеческое тело. К примеру, даже дагерротипы 1840-х годов, когда, как мы помним, носили корсеты, изображают довольно полных дам, даже на фото, где женщина в корсете, видно, что все-таки в теле, с нормальным здоровым весом по большей части. То же на фото начала 20 века - у всех есть животики, бедра, кости не торчат. Тогда как на фотографиях в журналах уже 80-х - тонюсенькие девы с большой грудью.
Ну и четвертая серия, посвященная кино 20 века, была информативной. Например, я и не подозревала, что в определенную эпоху порно показывали в кинотеатрах, да и вообще - в нем был сюжет, актерская игра, затрагивались какие-то темы, над которыми следовало подумать, во многих фильмах поднимался вопрос о том, что женщина вообще-то тоже имеет право получать удовольствие и т.д.
Познавательно местами, в общем.